Ампир – от французского «empire» - Империя. Его название говорит само за себя. Это был холодный, пафосный, надменный стиль, в котором было много театрального. Его расцвет пришелся с 1804 (год коронации Наполеона) до 1813 года, хотя просуществовал он немного больше: с 1799 года по 1815, закончился он во время реставрации Бурбонов, но предметы в стиле ампир аж до 1820 года иногда встречались во дворцах и резиденциях правящей верхушки.
Стиль ампир – заключающий этап и одновременно наивысшая точка развития классицизма. Его предшественник, стиль классицизм был первым искусственным стилем, который возник не стихийно, т. е. вследствие потребности «в красивом». Он произошел в результате просвещения и изучения античного искусства. Ампир же – это насаждаемый искусственно, по приказу сверху, рационалистический стиль, который берет курс на рассудочность и целесообразность мебели. И хотя формальный язык стиля Людовика XVI служил одинаково и королевской буржуазии, и, затем, наполеоновской империи, теперь демократически строгий вид мебели стиля Директории сменяет театральный пафос и парадное великолепие ампира.
Стиль ампир берет направление на подражание Риму. Нельзя, пожалуй, сказать, что Наполеон Бонапарт был помешан на Римской империи. Но первый император Франции стремится окружить себя пышностью и блеском, коим окружали себя древнеримские императоры.
Во времена ампира мебель снова становится помпезной, монументальной. Творческая фантазия сменяется рассудочностью. Элита изо всех сил стремится подражать житейскому укладу древнего Рима, и убранство интерьеров становится показным, театральным, не лишенным оттенка подражания.
Законодателями Ампира можно считать Пьера Фонтена и Шарля Персье. Начиная свою карьеру с простых мебельщиков, очень скоро они стали придворными архитекторами и мебельщиками. Как только все улеглось во Франции после революции, в нее устремились многие мебельщики, столяры, художники со всей Европы.
Можно отметить еще один интересный факт. Вся знать, которая еще недавно возносила стиль Людовика XVI, сейчас с не меньшим рвением покровительствует новым тенденциям ампира. Но в отличие от своих предшественников, ампир был слишком регламентирован, что исключало образование местных школ.
Альбом Персье и Фонтеном образцовой мебели, изданный в 1801 году способствовал распространению ампира. Все предметы этого альбома демонстрировали широкое использование традиций не только древнеримского искусства, но и древнеегипетского.
С Персье и Фонтеном главным образом сотрудничали Жорж Жакоб и его сын, Жакоб -Демальте, которые были не менее известными мебельщиками того времени. Мебель, выпущенная в результате сотрудничества Жакоб, Перьсе и Фонтена имела широкое распространение по всей Европе, вплоть до Санкт-Петербурга.
В противоположность классицизму, ампир заимствует античные формы напрямую. Поверхность мебели снова начинают обрамлять колонны, пилястры, карнизы. Столы же декорируются напрямую перенесенными из античных образцов грифонами, сфинксами, львиными лапами, кариатидами. В этом отношении ампир, можно сказать, сделал шаг назад, не в пример своему предшественнику.
Интерьеры ампира – спокойные, полностью уравновешены, упорядоченные и строго симметричны. Утонченность и изысканность интерьеров классицизма сменяет надменная торжественность ампира. Фантазия мастеров заменяется точным расчетом и тотальной рассудочностью. Потолки становятся холодно-белыми, Стены редко драпируются в стиле античных нарядов, чаще на них клеятся строгого рисунка обои. Изредка используемая позолота и пастельные пятна немного сглаживают суровость интерьеров. Все компоненты интерьера несут на себе отпечаток театральности, характерную для интерьеров всех дворцов со времен классицизма.
Мебель для сидения подчеркнуто удобна для сидящего. Боковины часто исполняются в виде буквы S или рога изобилия. Опорные конструкции решаются иногда в виде герм с львиными лапами, чаще в виде античных пилонов или колон.
Шкафы обычно монолитные, массивные, с острыми углами. Все поверхности обычно гладкие, декор – симметрично расположенные накладки из бронзы. Карнизы прямые, профилированные «без фанатизма». Стенки зачастую абсолютно лишены членений. Фанеровка простая, но доведена до совершенства.
Из материалов используются как темные породы дерева (красное и черное дерево), так и светлые (клен, лимонное дерево). Излюбленным становится красное дерево, и для декорирования предметов из него используется бронза.
Так же встречаются гладко отполированные предметы фанерованные красным и черным деревом. Они украшаются бронзовыми накладками тонкой работы, реже – золоченой резьбой.
Во времена ампира появляется множество новых форм мебели: книжный шкаф с трельяжем, шкаф-горка, узкие витрины, серванты, круглые столы для сервировки, а так же совершенно новая форма мебели для сидения «рекамье». Это была короткая, но элегантная кушетка, выполненная изогнутой в виде гусиной шеи.
Столы в эпоху ампира были весьма разнообразны. Это были небольшие столики на одной ножке круглой формы, большие круглые столы, высокие тумбочки цилиндрической формы, которые ставились по обе стороны от кровати, туалетные столики с зеркалами.
В качестве декоративных элементов часто использовались предметы военной тематики. Это были мечи, пики, щиты, копья, трофеи, факелы, стрелы, пирамиды и лавровые венки. Часто использовалась буква N – символизирующая Наполеона. Эти символы должны были прославлять великого полководца и завоевателя Наполеона Бонапарта.
Остальные предметы мебели остались без существенных изменений. Письменные столы так и остаются весьма вариативными. Зато комоды почти вытесняются низкими шкафами, прилавками, имеющими 2 дверцы. Верхняя крышка таких шкафов покрывается мраморной плитой, таким образом, этот шкаф выполняет еще и функцию консоли. Часто такие шкафы обрамлялись высоким настенным зеркалом, расположенным выше «столешницы» шкафа. Секретеры не теряют своей популярности, теперь они абсолютно закрытые, все ящички исполняются из благородных пород дерева, декорируются камнями, зеркалами и прячутся за откидную доску.
Прочно закрепляются в обиходе и напольные зеркала, популярность приобретают и небольшие зеркала для туалетных столиков. Каминные экраны увеличивают свою важность, и теперь они обтягиваются гобеленами и другими дорогими вышитыми тканями.
Рукомойники исполнятся в виде жертвенных алтарей (так сказать «алтари чистоты»). Реже в виде лиры. Курильницы приобретают форму урны или капители. Большую важность имеют канделябры. Ампирные канделябры напоминают по виду столик с подсвечником на нем. Но это была одна монолитная конструкция, верхняя часть которой несла осветительную функцию, а нижняя использовалась в качестве столика.
Но в эпоху Империи имело место еще одно направление в производстве мебели. Это была мебель для среднего класса, немного аляповатая, но придерживающаяся традиций. Она обильно украшалась бронзовой пластикой, но поскольку, это было слишком дорого, мастера часто прибегали к имитации, используя позолоченное папье-маше вместо бронзы. Так же из папье-маше изготавливались другие части декора: козлиные, орлиные или львиные лапы, лебеди, бараньи головы, сирены, львиные маски. Опоры такой мебели исполнялись в виде дельфинов, грифонов, тритонов, кариатид, атлантов. А после египетского похода Наполеона, к декоративным элементам прибавились еще и иероглифы, сарацины, сфинксы.
Здесь должен быть раздел примеров интерьеров,
который был сделан 15 лет назад. За это время у
нас тысячи людей обставили свои интерьеры. И в
связи годовщиной я хочу попросить Вас прислать
свои интерьеры, как мебель, заняла место в Вашем доме.
Комментарии также приветствуются.
Фотографии и комментарии просьба высылать на почту.
Статьи
Тайна истории мебели
Антикварная мебель – это не просто предметы интерьера, они являются живыми свидетелями прошлых эпох и культурных традиций. Мы раскроем тайны истории, связанные с антикварной мебелью...
История мебели
История мебели – одна из важнейших частей мировой истории. Данная информация – введение к циклу статей
под названием «Стили мебели».
Романский стиль
Эта статья расскажет Вам о романском стиле в истории мебели. С чего он начался, его основные характерные особенности,
а так же, чем он был обусловлен.
Готический стиль
Готический стиль стал идейным началом многих стилей, появившихся впоследствии.
Стилевые особенности
Стилевые особенности готического стиля в мебели.
Cтиль ренессанс
Ренессанс зародился в Италии XIV века, и расцвет его пришелся на XV и XVI века.
Cтиль барокко
Стиль барокко в архитектуре и мебели берет свое начало в конце XVI века в Италии...
- итальянское барокко
Законодательницей мебельной моды становится Венеция...
- французское барокко
Французские королевские стили...
-- эпоха Людовика XIV
или эту эпоху еще называют зрелым барокко...
-- регентство
Переходный этап от традиционного барокко к рококо...
-- рококо
Логическое завершение стиля барокко...
-- английское рококо
или еще его называют стилем Томаса Чиппендейла...
Стиль классицизм
Классицизм. Во Франции этот стиль именовался стилем Людовика XVI...
Английский классицизм
Стили Хэплуайта, Шератона и братьев Адамов...
Стиль ампир
Ампир – от французского «empire» - Империя...
Американский колониальный стиль
Можно выделить несколько этапов формирования американской колониальной мебели...
Стиль бидермейер
Господство бидермейера берет свое начало с середины 1810 гг и продолжается...
Второй Ампир
Стиль Второй империи (второй ампир) 1852-1870 Франция...
Модерн и Арт-деко: эстетика XX века
XX век принес в мир мебели революцию, ставшую...
Чтобы купить любой предмет из представленных в каталоге,
свяжитесь с нами: elisej.npo@inbox.ru